пн-пт 10:00-18:00

15 лет на рынке.
Более 257 компаний стали нашими клиентами.

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА БОЛЬШЕ НЕ ТАЙНА?

  1. Главная
  2. \
  3. Полезная информация
  4. \
  5. Публикации
  6. \
  7. НАЛОГОВАЯ ТАЙНА БОЛЬШЕ НЕ ТАЙНА?

Автор: Тесленко Е.В., аудитор консалтинговой группы АС, www.ac-g.ru, г. Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, дом 19, тел. (812)3371210

До недавнего времени в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляли налоговую тайну. К исключениям относились сведения, которые разглашены с вашего согласия, либо по закону предусмотрена их передача другим контролирующим органам, данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, а также такие несущественные с точки зрения простого обывателя сведения, как идентификационный номер налогоплательщика или применяемый режим налогообложения.

original

Федеральным законом от 01.05.2016г №134-ФЗ в вышеуказанную статью были внесены изменения, которые вступили в силу 01 июня 2016 года.  С этого момента перестали быть налоговой тайной следующие сведения:

  • о среднесписочной численности работников организации;
  • об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.

Указанная информация будет размещена в форме открытых данных на сайте ФНС России до 01 июля 2017 года. Такой срок обозначен в Информации ФНС России «О публикации открытых сведений о компаниях». В этом же обращении ФНС России разъясняет:

«...Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента…» 

Можно предположить, что с момента, как в открытом доступе на сайте налоговой появятся сведения о среднесписочной численности, об уплаченных суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов, в обязанности организаций, проявляющих должную осмотрительность при выборе поставщиков, будет входить анализ этой информации.

Какие же показатели можно рассчитать, имея под рукой такие сведения о контрагенте? В настоящее время у нас есть, например, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".  Этот документ позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность проведения у него налоговой проверки, исходя из Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приведены в Приложении №2 к Приказу).

Основываясь на указанном документе, можно сказать, что вероятность проведения налоговой проверки тем выше, чем больше утвердительных ответов у вас или вашего контрагента по следующим вопросам:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 

Таким образом, после опубликования данных о среднесписочной численности организации, об уплаченных суммах налогов и сборов, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности можно будет при необходимости просчитать и проанализировать первые шесть показателей из этого списка, и ответить для себя, например, на следующие вопросы:

  • сколько платит налогов мой поставщик и соответствует ли этот показатель среднеотраслевому значению?
  • мой поставщик ведет прибыльный или убыточный бизнес?
  • мой поставщик платит заработную плату ниже или выше среднеотраслевого значения?
  • мой поставщик исходя из показателей своей деятельности подпадает под налоговую проверку?

Кроме того, если данные на сайте ФНС России будут публиковаться за несколько лет, а не только за последний год, то у любого интересанта будет возможность анализировать основные показатели деятельности компании в динамике, например, доходы от реализации или прибыль.

Вы скажете, зачем мне столько информации о моем поставщике?

Дело в том, что при рассмотрении налогового спора в суде, у последнего есть такое понятие как «должная осмотрительность» при выборе поставщика.

Напомню, что понятие «должная осмотрительность» было введено в налоговую практику благодаря Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», однако точное определение понятия в нем отсутствует, оно упоминается в следующем контексте: 

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом». 

Как это работает на практике? Допустим, компания А купила у компании Б товар на 10000 рублей (в том числе НДС 1525,42 рублей). Бухгалтер компании А предъявил входной вычет по НДС в сумме 1525,42 рублей, а также была учтена себестоимость приобретенного товара в сумме 8474,58 рублей при расчете налога на прибыль. В ходе проведения налоговой проверки у компании А налоговым органом было установлено, что компания Б имеет признаки «однодневки», а компания А не может предъявить доказательств, что проявляла осмотрительность при выборе поставщика. По результатам проверки компании А будет начислена недоимка по НДС и налогу на прибыль со всей суммы сомнительной сделки, а именно:

Недоимка по НДС = 1525 рублей

Недоимка по налогу на прибыль = 8474,58*20% = 1695 рублей.

Вероятность оспорить решение налогового органа в суде невелика. 

В настоящее время при проявлении должной осмотрительности необходимо руководствоваться в первую очередь пунктом 12 Критериев*, в котором, в частности, сказано: 

«При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.»

Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные признаки не являются числовыми, они не несут в себе показатели деятельности компании, ее эффективности, а значит, не создают каких-либо оснований не работать с тем или иным поставщиком только потому, что он, например, убыточный или его показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой величины. Но что нас ждет в дальнейшем, когда будут опубликованы сведения на сайте ФНС России? Может быть, есть смысл уже сейчас посчитать свою налоговую нагрузку или рентабельность деятельности, чтобы оценить сможет ли ваша компания работать с покупателями, проявляющими должную осмотрительность?

Что касается банковской сферы, то Банк России выпустил информационное письмо от 27 июня 2016 года N ИН-014-12/44 "О внесении изменений в режим налоговой тайны", в котором рекомендовал кредитным организациям пользоваться сведениями об уплаченных суммах налогов и сборов, которые в скором времени появятся в открытом доступе, для выявления клиентов, чьи операции по счетам требуют повышенного внимания в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма**. 

 

* Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

** Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».