- Главная \
- Полезная информация \
- Публикации \
- НАЛОГОВАЯ ТАЙНА БОЛЬШЕ НЕ ТАЙНА?
Автор: Тесленко Е.В., аудитор консалтинговой группы АС, www.ac-g.ru, г. Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, дом 19, тел. (812)3371210
До недавнего времени в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляли налоговую тайну. К исключениям относились сведения, которые разглашены с вашего согласия, либо по закону предусмотрена их передача другим контролирующим органам, данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, а также такие несущественные с точки зрения простого обывателя сведения, как идентификационный номер налогоплательщика или применяемый режим налогообложения.
Федеральным законом от 01.05.2016г №134-ФЗ в вышеуказанную статью были внесены изменения, которые вступили в силу 01 июня 2016 года. С этого момента перестали быть налоговой тайной следующие сведения:
- о среднесписочной численности работников организации;
- об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.
Указанная информация будет размещена в форме открытых данных на сайте ФНС России до 01 июля 2017 года. Такой срок обозначен в Информации ФНС России «О публикации открытых сведений о компаниях». В этом же обращении ФНС России разъясняет:
«...Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента…»
Можно предположить, что с момента, как в открытом доступе на сайте налоговой появятся сведения о среднесписочной численности, об уплаченных суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов, в обязанности организаций, проявляющих должную осмотрительность при выборе поставщиков, будет входить анализ этой информации.
Какие же показатели можно рассчитать, имея под рукой такие сведения о контрагенте? В настоящее время у нас есть, например, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Этот документ позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность проведения у него налоговой проверки, исходя из Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приведены в Приложении №2 к Приказу).
Основываясь на указанном документе, можно сказать, что вероятность проведения налоговой проверки тем выше, чем больше утвердительных ответов у вас или вашего контрагента по следующим вопросам:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Таким образом, после опубликования данных о среднесписочной численности организации, об уплаченных суммах налогов и сборов, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности можно будет при необходимости просчитать и проанализировать первые шесть показателей из этого списка, и ответить для себя, например, на следующие вопросы:
- сколько платит налогов мой поставщик и соответствует ли этот показатель среднеотраслевому значению?
- мой поставщик ведет прибыльный или убыточный бизнес?
- мой поставщик платит заработную плату ниже или выше среднеотраслевого значения?
- мой поставщик исходя из показателей своей деятельности подпадает под налоговую проверку?
Кроме того, если данные на сайте ФНС России будут публиковаться за несколько лет, а не только за последний год, то у любого интересанта будет возможность анализировать основные показатели деятельности компании в динамике, например, доходы от реализации или прибыль.
Вы скажете, зачем мне столько информации о моем поставщике?
Дело в том, что при рассмотрении налогового спора в суде, у последнего есть такое понятие как «должная осмотрительность» при выборе поставщика.
Напомню, что понятие «должная осмотрительность» было введено в налоговую практику благодаря Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», однако точное определение понятия в нем отсутствует, оно упоминается в следующем контексте:
«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».
Как это работает на практике? Допустим, компания А купила у компании Б товар на 10000 рублей (в том числе НДС 1525,42 рублей). Бухгалтер компании А предъявил входной вычет по НДС в сумме 1525,42 рублей, а также была учтена себестоимость приобретенного товара в сумме 8474,58 рублей при расчете налога на прибыль. В ходе проведения налоговой проверки у компании А налоговым органом было установлено, что компания Б имеет признаки «однодневки», а компания А не может предъявить доказательств, что проявляла осмотрительность при выборе поставщика. По результатам проверки компании А будет начислена недоимка по НДС и налогу на прибыль со всей суммы сомнительной сделки, а именно:
Недоимка по НДС = 1525 рублей
Недоимка по налогу на прибыль = 8474,58*20% = 1695 рублей.
Вероятность оспорить решение налогового органа в суде невелика.
В настоящее время при проявлении должной осмотрительности необходимо руководствоваться в первую очередь пунктом 12 Критериев*, в котором, в частности, сказано:
«При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.»
Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные признаки не являются числовыми, они не несут в себе показатели деятельности компании, ее эффективности, а значит, не создают каких-либо оснований не работать с тем или иным поставщиком только потому, что он, например, убыточный или его показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой величины. Но что нас ждет в дальнейшем, когда будут опубликованы сведения на сайте ФНС России? Может быть, есть смысл уже сейчас посчитать свою налоговую нагрузку или рентабельность деятельности, чтобы оценить сможет ли ваша компания работать с покупателями, проявляющими должную осмотрительность?
Что касается банковской сферы, то Банк России выпустил информационное письмо от 27 июня 2016 года N ИН-014-12/44 "О внесении изменений в режим налоговой тайны", в котором рекомендовал кредитным организациям пользоваться сведениями об уплаченных суммах налогов и сборов, которые в скором времени появятся в открытом доступе, для выявления клиентов, чьи операции по счетам требуют повышенного внимания в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма**.
* Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
** Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».